Гердауэн
В 20 километрах к юго-востоку от Гросс-Вонсдорф находится развалины замка Гердауэн. В середине XIII века крепость прусов, которыми руководил вождь по имени Гердов, сдалась без боя крестоносцам, крепость стали называть его именем, а к 1270 году название трансформировалось в Гердауэн. Во время второго прусского восстания Гердов сжег крепость и бежал к крестоносцам в Кенигсберг.
Восстановленную церковь в начале XIV века решили построить из камня. Новый замок был освящен в день святых апостолов Петра и Павла в 1325 году. Эти святые были изображены на гербе города Гердауэн, они стояли в проемах красных трехбашенных ворот, облаченные в голубые одежды.
Замок Гердауэн располагался на холме, который был укреплен подпорной стеной из больших камней. Сам замок и форбург окружала высокая стена, главное здание находилось в западной части и состояло из одного флигеля. В ходе 13 летней войны тевтонского ордена с Польшей в середине XV века сооружения замка оказались частично разрушены, постепенно Гердауэн стал приходить в упадок. В 1670 году в крепости уже никто не жил. В XIX веке руины продали частнику, были снесены все сооружения форбурга и построен жилой дом, от орденского замка остались только подвальные помещения и западный флигель. После Второй мировой войны жилой дом был снесен, а бывшую каретную приспособили под ветеринарную лечебницу. Западный флигель ни как не использовался и превратился в развалины. В начале 90-х годов прошлого века его взяла в аренду семья из Армении, которая попыталась перестроить его в гостиницу, но эта попытка не увенчалась успехом и здание продолжает разрушаться.
В последнее время часть стены замка Гердауэн разобрали предприимчивые жители Железнодорожного на кирпичи, ведь строительный материал сейчас в цене, а сделанный на совесть по забытым ныне технологиям кирпич покупатели разбирают быстро.
Старый замковый ров превратился в обычную улицу с необычным названием – Пивзаводская, ведущая к бывшему заводу Киндерхоф. В прошлом веке у любого жителя Кенигсберга название Железнодорожный ассоциировалось с пивом. Пиво, производимое в поселке Железнодорожный, находилось на уровне мировых стандартов и в год его выпускалось более 20 миллиона бутылок.
В 1998 году производство пиво было прекращено, а спустя десять лет здание, построенное в середине XIX века по образцу знаменитых мюнхенских пивоварен стали разбирать на стройматериалы.
И только сейчас руины бывшего пивзавода и чудом уцелевшая вывеска напоминает о былой славе Железнодорожного.
umeda.ru