Главная » Статьи » Прусские легенды |
Ромува или Ромове — одно из главных языческих святилищ у средневековых пруссов. Располагалось в провинции Надрува (немецкий Groß Wahldeck, современное русское Осокино), у пос. Бочаги (ранее - Шлоссберг) Черняховского района. Изображение Ромувы в книге К. Хартноха «Старая и новая Пруссия» 1684 г. Свою жену отдал гостю Итак, первое поселение на месте Хайлигенбайля-Мамоново возникло ещё в те времена, когда территория Восточной Пруссии принадлежала пруссам. Неподалеку (в районе современной Липовки) располагалось центральное святилище пруссов Ромове-Рикойто. По преданиям, в ветвях гигантского дуба жили три божества: Перкуно (бог грома, с огненно-красным лицом и чёрной курчавой бородой), Потримпо (бог войны и земледелия), с венком из колосьев на голове, и Патолло (бог смерти) - старец с белыми волосами. Дуб был окружён высоким забором. Приближаться к священному дереву мог только верховный жрец и его помощники. Здесь совершались жертвоприношения (иногда - человеческие), а также обряды и праздники. Собравшихся обрызгивали пивом, соединяя таким образом "мир людей” с "миром богов”. Потом мужчины пили пиво из особых ритуальных сосудов и начинали петь и молиться... Женщины к священному дубу не подходили и на пушечный выстрел (говоря более поздним языком). Им вообще жилось не очень весело: во время еды им запрещалось садиться за один стол с мужем (или отцом); по воле мужа жена превращалась в наложницу гостя. Именно женщины выполняли основную работу по дому: отвечали за сохранность огня в очаге (накрывая его на ночь специальным сосудом с отверстиями), готовили пищу, пекли хлеб, пряли шерсть, шили одежду, лепили из глины посуду... Месть за смерть Адальберта Впрочем, если учесть, что пруссы (по свидетельству историков) были голубоглазыми, белокурыми, высокими и стройными... а женщины считались "дефицитным товаром” (как правило, на каждую семью приходилось не более одной дочери - остальные уничтожались сразу после рождения)... то статный голубоглазый блондин доставался практически каждой. А он, в свой черед, задаривал её браслетами, бусами, серьгами из янтаря и металла, обеспечивал мехом бобра, куницы, ласки, добывал ей стекло и монеты для украшений и т.д., и т.п. Да и в постельных утехах, скорей всего, был чертовски силён... Впоследствии основное святилище пруссов (Ромове-Рикойто) неодно-кратно переносилось - после того, как пруссы убили епископа чешской столицы Адальберта, прибывшего к ним в качестве миссионера, а польский князь Болеслав I уничтожил Ромове, мстя за смерть Адальберта. Так вот, на пороге Средневековья на холме, неподалеку от места слияния речек Ярфт (Витушка) и Банава (Мамоновка), возникло поселение под названием "Свентемест” ("Священное поселение”). Когда в Пруссию вторглись войска Тевтонского ордена, Свентеместу досталось изрядно. Его занимали рыцари - его освобождали от рыцарей в ходе восстания пруссов - его снова отдавали во власть Ордена - и снова отбивали во время другого восстания... Не могли срубить дуб С 1301 года начинается немецкий период в истории поселения. "Свентемест” в переводе на немецкий звучало как "Хайлигенштетте”. Поэтому, дав поселению городские права, его нарекли "Хайлигенштадт”. Но прусский язык был ещё жив - как жива была и легенда о священном дубе и о топоре, который будто бы зарыт в священной земле. Так что сначала название трансформировалось в "Хайлигенбиль” ("билль” - искаженное прусское "пил”, т.е. крепость), а позднее вместо "билль” возникло слово "байль”, т.е. секира. В итоге получился Хайлигенбайль, т.е. Священная секира. Кстати, о дубе и топоре так писал русский историк Николай Карамзин: "Тут возвышался некогда величественный дуб, безмолвный свидетель рождения и смерти многих веков, дуб - священный для древних обитателей сей земли. Под мрачной его тенью обожали они идола Курхо, подносили ему жертвы и славили его в диких своих гимнах. Немецкие рыцари <...> покорив мечом Пруссию, разрушили алтари язычества и на их развалинах воздвигли храм христианства... Долгое время не могли срубить дуба <...> топоры отскакивали от толстой коры его, как от жёсткого алмаза, но, наконец, сыскался один топор, который разрушил очарование, отделив дерево от корня, и в память победительной секиры назвали сие место Хайлигенбайль”. По мнению собирателя прусских легенд Каспара Хенненбергера, упомянутый дуб находился там, где сейчас стоит памятник Н.В. Мамонову. По другой версии, он рос на месте, где потом построили церковь. Д. Якшина | |
Просмотров: 3394
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |